О некоторых аспектах советского военного вмешательства в дела Афганистана в 1979-1989 гг.
В 2019 году исполнится 40 лет со дня принятия узким составом Политбюро ЦК КПСС решения о военном участии СССР в делах Афганистана. Десятилетние присутствия советских военных на территории этой страны породило массу проблем, решение которых потребовало усилий граждан разных стран и не одного поколения граждан разных стран.
С высоты прошедших лет настала пора сделать оценку тех событий с геополитической точки зрения. Существует множество оценок в мире, которые, порой, являются диаметрально противоположными. В оценках двух противоборствующих держав в то время присутствовала в большей степени идеология, поэтому оценки как одной, так и другой стороны нельзя считать объективными. Необходимо отбросить идеологическую шелуху и посмотреть на объективную сущность всего того, что происходило в Афганистане.
Для объективности необходимо взять срез истории хотя бы в сто лет. Тем более, что в 2019 году исполнится 100 лет со дня установления российско-афганских дипломатических отношений. Именно после Третьей англо-афганской войны афганское государство обрело свою независимость от Великобритании и могло самостоятельно выстраивать свою внешнюю политику. На протяжении века отношения наших двух стран были дружескими. Реформатор Аманулла-хан, посетивший Советский Союз в 1928 году, был тепло принят советским руководством. Он уехал из Москвы с подписанными договорами об экономическом и военно-техническом сотрудничестве. В след за ним в Афганистан отправились наши первые отечественные боевые самолеты и летчики. Для оказания помощи афганскому шаху в рамках договора в 1929 году из Ташкента в Афганистан был отправлен первый отряд специального назначения под командованием комкора Примакова и генерала Наби.
Дух добрососедства проявился и во время Второй мировой войны, когда, несмотря на давление фашистской Германии, афганский шах сохранял нейтралитет по отношению к войне. СССР не пришлось держать значительные силы на афганской границе. Сотрудничество наших стран вышло на очередной этап в 1970-е годы, когда десятки советских специалистов для возведения гражданских и военных объектов отправились в Афганистан. Советские преподаватели и специалисты передавали знания в афганских вузах и техникумах. Сотни афганских студентов поехали на учебу в Советский Союз. Военно-техническое сотрудничество вышло на новый уровень. Военные советники работали в афганской армии, по сути создавая новую армию, оснащенную различными образцами вооружений.
Все направления сотрудничества не носили односторонний характер. Не только Советский Союз оказывал безвозмездную помощь, как преподносилось в СМИ, но и афганская сторона по мере возможности расплачивалась с СССР. Это были долгосрочные договоры, основанные на взаимных обязательствах и платежах. Эти обязательства для афганской стороны закончились совсем недавно с подписанием соглашения о «прощении долгов» между правительством Карзая и российским руководством.
Необходимо восстановить историческую справедливость. Это важно, как для нашей внутрироссийской аудитории, так и для повышения авторитета России на международном уровне.
К сожалению, до настоящего времени в России не только не сформулирована приемлемая для большинства населения версия событий в Афганистане, но и сложилось твердое убеждение, что высшее руководство страны и, соответственно, вся иерархическая властная структура сознательно исключили эту тему из сферы публичной дискуссии. Между тем, в сообществе заинтересованных лиц споры не прекращаются. Жесткая полемика идет и между самими «афганцами», которые, расходясь во мнениях относительно ряда политических аспектов, считают, что государство их обмануло и забыло. Прямым противовесом звучат слова вице-президента США Дж.Байдена на ежегодном съезде организации «Ветераны зарубежных войн США» о том, что государство всегда в ответе за каждого солдата, которого оно отправило воевать. У нас же стала крылатой другая фраза, произнесенная работником военкомата: «Я вас туда не посылал».
А вот слова В.Путинаа, произнесенные на встрече в ветеранами 15 февраля 2015 года, и его оценка наших действий в Афганистане:
«Сейчас, когда годы проходят и становятся известными всё больше фактов, мы понимаем лучше и лучше, что послужило тогда поводом и причиной для ввода советских войск в Афганистан. Конечно, ошибок было очень много, но были и реальные угрозы, которые в то время советское руководство пыталось купировать вводом войск в Афганистан….».
Для всесторонней оценки событий сорокалетней давности необходимо начать с идеологической «переоценки ценностей». Для этого нужна общественная инициатива по пересмотру так называемых «перестроечных» оценок «афганских событий». Видимо должен быть запрос нашим законодателям о дезавуировании конъюктурных решений второго съезда депутатов СССР от 24.12.1989 года, осуждающих действия СССР в декабре 1979 года и в последующий период. Необходимо дать новые политические оценки по «афганскому вопросу».
Для «политической реабилитации» в рамках общественно-государственной инициативы предлагается провести ряд экспертных и академических «круглых столов» с участием как российских, так и иностранных экспертов по российско-афганским отношениям. В ходе таких мероприятий должна происходить политическая реабилитация решений советского руководства относительно Афганистана, а также формулирование более глубоких и объективных оценок советско-афганских отношений того времени, обусловленность действий советского руководства сложной геополитической обстановкой.
Спустя 40 лет пора на государственном уровне ответить на следующие вопросы:
- каковы причины ввода советских войск в 1979 году;
- почему на первых порах (этапах) дезориентировали наших военнослужащих о целях и сроках пребывания в Афганистане;
- с какой целью советское руководство не желало публично признавать истинное положение в ДРА, участие частей и подразделений в боевых действиях, обнародовать потери живой силы и техники;
- каковы причины фактического предательства Россией выпестованного ею руководства Афганистана и страны в целом;
- в чем причина нежелания властей (и части населения) воспринимать «афганцев» как солдат, выполнивших приказ Родины (а, следовательно, их статус в обществе и со скрипом продавливаемые социальные льготы);
- почему отказ государства вести поиск пропавших без вести в Афганистане закреплен законодательно;
- почему отсутствует государственная политика по реабилитации «афганцев», решения проблемы посттравматического синдрома.
Безусловно, это лишь часть вопросов, требующих публичного обсуждения и получения ответов от руководства нашей страны.
Откровенный разговор и объективная оценка событий в Афганистане руководством страны послужит повышению политического имиджа России в условиях ужесточения противостояния стран Запада во главе с США с Россией. Очевидно, что надвигающаяся годовщина начала боевых действий в Афганистане с участием Советской армии будет использована Соединенными Штатами и их союзниками для укрепления негативного образа СССР и России, как агрессивной державы, представляющей опасность для всего мира. Такая перспектива требует активных действий «на упреждение» с целью формирования позитивного для России международного фона по «афганской теме».
Для этого необходимо установить контакт с позитивно мыслящими зарубежными деятелями культуры, готовыми принять участие в форумах по афганской тематике, которые могли бы транслироваться зарубежными СМИ.
Как известно, одним из доступных средств донесения информации является документальное кино, которое могут посмотреть миллионы зрителей. Важно, чтобы фильм был подготовлен известной фигурой мирового масштаба, например, Оливером Стоуном, известного по серии документальных фильмов-интервью с Владимиром Путиным, Уго Чавесом, Фиделем Кастро и др. Его фильмы, которые с успехом прошли по всему миру, демонстрируют его гражданскую позицию и умение художественными средствами отразить сложность и глубину острых геополитических проблем.
Нет сомнения, что тема жесткого противостояния СССР и США в годы Холодной войны в Афганистане будет интересна не только для именитого кинематографиста, но и для западного зрителя. Реализация такого масштабного кинопроекта под руководством О.Стоуна, в котором будет объективно раскрыта суть «афганской политики» СССР и показана обоснованность действий советского руководства в 1979 году, бесспорно будет полезной для укрепления позитивного имиджа России и станет убедительным аргументом на сегодняшнем витке глобальной идеологической борьбы. При этом тема гуманитарных аспектов «афганских событий» и увековечивание памяти погибших воинов на афганской земле также должна найти свое отражение в фильме.
В 1970-1980-е годы США и их союзники сформмировали антисоветский пояс из соседних с Афганистаном стран, к числу которых относилися и Китай. Их действия были направлены на вытеснении СССР из Афганистана и в конечном итоге на его развал. Однако вывод советских войск из Афганистана не привел к его процветанию, как объявлялось западными идеологами. С молчаливого согласия стран этого альянса были созданы предпосылки для создания движения Талибан и недавно образованного ИГИЛ. Возник новый очаг напряженности.
За 9 лет войны в ДРА в боевых действия приняло участие в общей сложности около 620.000 советских молодых мужчин. Личный состав героической 40 армии победно выполнял в течение 9 лет две задачи, которых никто не ставил, они возникли по ходу развития войны :
— душил в зародыше радикальный ислам в то время, пока мир вообще не знал о террористах, смертниках-шахидах и религиозном фанатизме;
— отслеживал и уничтожал наркопродукты равно как и лаборатории по их переработке, лишь в малом количестве моджахеды умудрялись вывозить наркотик из Афганистана и менять в Пакистане на оружие и боеприпасы.
В 1989 году советские войска ушли из Афганистана и тут же разгорелся мировой костер исламского фундаментализма, теракты проводятся повсеместно, получили бурное развитие производство и доставка наркотических веществ в Европу и СССР, позднее – в Россию.
Политика, проводимая Россией в настоящее время, борьба с ИГИЛ на территории Сирии позволили странам региона: Ирану, Пакистану, Китаю поменять знак с антироссийского на антиамериканский. Показательным является появление на Валдайском форуме бывшего президента Афганистана Хамида Карзая бывшего ставленника США с американским паспортом в кармане. Во всем мире меняется отношение к нашей стране. России удалось превратить бывших противников в союзников в борьбе с исламским экстремизмом. На Россию возлагают надежды на урегулирование проблем на Среднем Востоке, и прежде всего в Афганистане.
Наращивание военной группировки США в Афганистане (на 3 тыс.чел), а это очередные потери людей и техники – это все что предлагают американские власти для решения проблемы. 16-ти летнее присутствие международных сил во главе с США в этой стране видимых изменений, ведущих к улучшению обстановки не принесло. Коалиция НАТО во главе с США стремятся вытеснить Россию из Афганистана и ослабить ее влияние на регион. Если взять афганскую армию, которая была оснащена вооружением советского образца, то в последнее время армейские чиновники отказываются от российской военной техники, в частности от закупки вертолетов МИ-17 в пользу американских, а также переходят на натовские образцы вооружений.
В последние годы ситуация в мире меняется. Россия стала весомым игроком на поле борьбы с терроризмом. Она достигла политического суверенитета. Весь мир все больше и больше говорит об этом. Пора восстановить историческую справедливость и на государственном уровне признать значение и дать заслуживающую оценку нахождения советских войск в Афганистане. В 1970-е годы мы делали то, что не могли не делать. Это был долг российского цивилизационного начала и СССР действовал в русле основ, заложенных еще русскими императорами. Понимание такого посыла народом России послужит укреплением его в будущих войнах, которые России не вести не может в принципе, как гарант целостности Евразийской цивилизации.
Е.Л. Логинов